А2: 13-сабак Кыймыл-аракеттин багыты

Лексикалык минимум

Кадрлар кызматы (кадровая служба), долбоор (проект), корутунду (заключение), мыйзам долбоорлору (законопроект), экспертизалоо бөлүмү (отдел экспертизы,) кызматтык милдеттер (должностные обязанности), тиркеме (приложение), юридикалык каталар (юридические ошибки), эксперттин милдети (обязанность эксперта), тилдик каражаттар (языковые средства), грамматикалык каражаттар (грамматические средства).

Грамматика

Табыш жөндөмө (винительный падеж) обозначает объект действия и отвечает на вопросы кимди? (кого?), эмнени? (что?)
Винительный падеж имеет следующие аффиксы: -ны (-ни, -ну, -нү) (после гласных) – тапшырма+ны; доо + ну ; үлгү+нү -ды (-ди, -ду, -дү) (после звонких согласных) – доклад +ды, мөөр+ дү; ой+ду -ты (-ти, -ту, тү) (после глухих согласных) – китеп + ти, сабак + ты; -н (после аффиксов принадлежности 3 лица) – планы + н, сабагы + н;
Винительный падеж грамматически может не оформляться в следующих случаях:
1. Если обозначает не конкретный предмет – мен гезит окуп жатам – я читаю газету, мен кофе ичпейм – я не пью кофе.
2. Если предмет употребляется в единственном числе – гезит окуп жатам – читаю газету, кинотасма көрүп жатам – смотрю кинофильм.
3. Если слово в сочетании с глаголом образует один сложный глагол, т. е. глагол образован аналитическим путем – жооп беремин (отвечаю), суроо беремин (задаю вопрос), анализ жүргүзөмүн (анализирую).